На днях стало известно больше деталей об аварии робомобиля Uber. В середине марта этого года машина на полном ходу сбила велосипедистку, переходящую дорогу в неположенном месте. Об этом случае высказывались различные мнения, но сейчас уже есть официальные данные от федерального ведомства. Расследование ведет Национальный совет по безопасности на транспорте (англ. National Transportation Safety Board, NTSB). Это независимое американское агентство, которое занимается расследованием происшествий с участием транспортных средств, включая гражданскую авиацию, автомобильные аварии, морской и железнодорожный транспорт.

Специалисты агентства выяснили, что датчики робомобиля вовремя выявили пешехода на дороге. Это случилось за шесть секунд до столкновения. Но система торможения почему-то не сработала. Кроме того, агентство узнало о том, что «запасные» водители, то есть сотрудники Uber, сидящие в салоне, должны реагировать на проблемные ситуации. И чаще всего именно люди останавливают робомобили, которые не успевают среагировать на проблемную ситуацию.

На видео, которое публиковалось ранее, видно, что сотрудница Uber (да, это женщина) почти не смотрит на дорогу, опуская взгляд куда-то вниз. Поэтому и на пешехода она среагировать не успела. Сама она говорит, что следила за параметрами поездки на экране, но есть мнение, что там, внизу, смартфон.

В предварительном отчете агентства причина аварии пока не указана. На данный момент NTSB тесно сотрудничает по этому вопросу с Uber, Volvo и Транспортным департаментом штата Аризона, США (именно в этом штате авария и случилась). По результатам официальной проверки агентство опубликует свои рекомендации, которые позволят увеличить безопасность передвижения робомобилей по дорогам общего пользования — это касается как пешеходов, так и пассажиров в салоне.

Что касается компании Uber, то в настоящий момент она не проводит тестовые испытания своих машин. Процесс будет возобновлен лишь после того, как расследование инцидента будет завершено.

Сама авария стала причиной появления дискуссии специалистов и обывателей о возможностях робомобили. В частности, некоторые представители сферы автоматизации транспортных средств считают, что выпускать на дороги робомобили, которые способны ездить самостоятельно, сейчас попросту опасно. Дело в том, что в таком случае появляется сразу два непредсказуемых фактора — необкатанность технологий, что становится причиной сбоев и человеческий фактор, который и так никогда не был особо надежным. Водители робомобилей переоценивают возможности своих машин и это становится причиной аварий. Так было, например, с Tesla, когда водители не обращали внимания на дорогу, так случилось и с Uber.

Агентство обнародовало интересную информацию, которая имеет отношение к особенностям работы экстренной системы торможения. Оказывается, когда автопилот Uber включен, то автоматическая экстренная система торможения отключается. Сделано это для снижения количества случаев «некорректного поведения автомобиля». Оказывается, в случае автономной езды, если на дороге возникает препятствие, то тормозить должен водитель — человек, чего в случае с велосипедисткой на дороге не произошло.

Но хуже всего то, что система не предупреждает водителя о препятствиях. Системы оповещения почему-то нет, во всяком случае, так говорится в отчете агентства. Возникает парадоксальная ситуация — оператор в салоне привыкает к тому, что всем управляет робомобиль и забывает о том, что тормозить нужно будет именно ему, человеку. Здесь стоит отметить еще раз то, что сказанное касается именно системы экстренного торможения, а не «работы тормозами» во время штатного движения по дороге. Машина будет останавливаться на светофорах, но не остановится перед животным, перебегающим дорогу или же человеком.

С робомобилем Uber возникла еще одна проблема. Система обнаружила посторонний объект на дороге, да. Но вначале она идентифицировала идущую рядом со своим велосипедом женщину как неизвестный объект, затем — как транспортное средство, и потом — как велосипед. Лишь за 1,3 секунды до столкновения система Uber определила, что нужна экстренная система торможения.

Оператор робомобиля заметил объект тоже примерно за секунду до столкновения, ударив по тормозам. Но было уже поздно — едущий со скоростью около 70 км/ч автомобиль не успел остановиться и сбил велосипед и его владелицу. Для системы обнаружения объектов на дороге проблема была в том, что пострадавшая носила темную одежду, а у велосипеда не было отражателей. То есть ее не было видно издалека. Кстати, отчеты медиков указывают на наличие в крови сбитой следов метамфетаминов и марихуаны.

Собственное расследование Uber показало, что система не среагировала вовремя. Сейчас робомобили уже оптимизировали, так что ситуация вряд ли повторится. Но компания не спешит возобновлять тесты, да и вряд ли это пока возможно.

Источник