В современной культуре одним из главных средств получения информации и впечатлений являются визуальные образы. Лента в Инстаграме и фотографии из путешествий в Фейсбуке, — всё это составляет немалую часть нашего визуального опыта. «Мы привыкли путешествовать в поисках прекрасных видов и удивительной архитектуры, но мы, как правило, не думаем о звуке», — говорит Тревор Кокс (Trevor Cox), профессор и исследователь в области акустической инженерии.

Однако не только красивая картинка, но и необычные звуки могут стать причиной поездки на фьорды в Норвегию или дюны в Марокко. В этой колонке мы сделали подборку мест, напоминающих об акустических способностях архитектуры и живой природы.


Фото
daveynin CC

Студия звукозаписи на острове Йиске

На северо-западном побережье Норвегии находится небольшой пологий остров Йиске (Гиске). Он окружён фьордами и горами с одной стороны и Атлантическим океаном с другой. На берегу бывшей гавани острова располагается известная в музыкальных кругах студия звукозаписи Ocean Sound Recordings. Внешне она выглядит как старый лодочный домик, внутри есть помещения для жилья, поэтому приезжающие музыканты могут жить и играть под одной крышей. Студия была построена с нуля и с одним стремлением — быть идеальным местом для творчества и записи музыки.

Создателям студии было важно, чтобы она вписалась в окружающее пространства, отражая пейзаж и архитектуру острова. «Находиться в нашей студии звукозаписи — все равно что плыть на лодке. Всё, что вы видите — это море, волны и небо вокруг», — говорит музыкант и создатель студии Ante Giskeødegård. Несмотря на то что в большинстве студий звукозаписи нет окон, в Ocean Sound Recordings они есть, и их (с учетом требований к звукоизоляции) сделали очень толстыми. Если за окном шторм или ливень, в помещении всё равно можно записывать даже тихие звуки. «Мы не могли скрыть этот вид, — это одна из самых важных составляющих всей студии».

На Йиске работали над записью не только зарубежные исполнители, такие как Arcade Fire, Sampha, A-ha, Андреа Шрёдер, но и российские музыканты — группа «Ю-Питер» записала там свой альбом «Гудгора», а композицию «Возьми меня с собой» они посвятили самому острову.

Гудящие песчаные дюны в пустыне Мохаве

В «Книге чудес света» Марко Поло описывает свою встречу со звучащими песчаными дюнами в пустыне Гоби, говоря, что эти духи пустыни «порой наполняют воздух звуками всевозможных инструментов, а также ударами и лязгом оружия». Песчаные дюны в Мохаве, США, издают похожие странные низкочастотные гудящие звуки напоминающие отдаленный гул двигателей самолёта.

Звук может быть удивительно громким: иногда его можно услышать за несколько километров.

Звук довольно необычный и жуткий, напоминает басовый музыкальный инструмент. Он вызван движением песчинок, а высота производимой ноты зависит от их размера, формы и влажности, поэтому каждая поющая песчаная дюна имеет свой отличительный голос.

Учёный Натали Враэнд (Dr. Nathalie Vriend) так описывает этот эффект: «Лавина, независимо от того, сделана она из песка или из снега, является примером гранулированной среды. Твёрдые частицы «текут» как жидкости, сталкиваются, отскакивают, взаимодействуют, разделяются и соединяются вместе снова. Примеры движений зернистой среды можно найти везде: от самых высоких гор до утренней тарелки с хлопьями».

Тревор Кокс вместе с группой исследователей специально ездил в Мохаве летом, когда и без того засушливое место находится в своём самом сухом состоянии, что увеличивает шансы услышать звук. В первую ночь в пустыне они ничего не услышали, но на следующее утро учёный и его коллеги смогли создать звук, столкнув песок с дюн.

На своём сайте Кокс выложил список из 14 звучащих дюн по всему миру — от Китая до США.

Шепчущая галерея в Мавзолее Гол Гумбаз в Биджапуре

Нельзя сфотографировать эхо, но можно его услышать. Мавзолей Гол Гумбаз находится в Биджапуре на юге Индии — построенный в XVII веке, он не только поражает визуально, но и интересен своей акустикой. Здание перекрыто полусферическим куполом с внешним диаметром 44 метра, под ним находится галерея, которая позволяет услышать отголоски слов и фраз, сказанных уже ушедшими посетителями — любой звук повторяется внутри мавзолея около 10 раз.


Фото Ashwin Kumar CC

Звук «обнимает» внутреннюю часть купола, поэтому даже шёпот можно услышать почти в 40 метрах по другую сторону галереи — создаётся ощущение, что говорящий шепчет у вас за плечом. Добраться до галереи можно, поднявшись по сотне крутых небольших ступенек, и лучше это делать утром, чтобы интересный эффект шёпота не терялся в звуках бесконечных возгласов других посетителей, проверяющих «работу» эха.

Музыкальная комната во Дворце Али-Капу в Иране

Дворец Али-Капу, расположенный в городе Исфахане в Иране, является примером нестандартного решения архитектурно-музыкальных задач. Во дворце шесть этажей, самый примечательный из них — последний, там находится музыкальная комната с необычной акустикой. Комната использовалась шахом для приёмов с участием музыкантов, которые играли на традиционных персидских инструментах, таких как сетар, каманча, даф, и развлекали гостей.

Сводчатый потолок дворца создаёт зонтик из ниш над головой, каждая из них с уникальным рисунком в форме ваз и других сосудов. Ниши не только красивы внешне, они служат акустическим задачам — уменьшают реверберацию звука и выступают в роли звукового диффузора. А пустотелые участки в стенах позволяют сделать так, чтобы звуки пения и музыкальных инструментов были слышны чётко во всех частях комнаты.


Фото Mohsen Ghasemee CC

Подробнее почитать про акустический феномен музыкальный комнаты с точки зрения физики можно в исследовании учёного Хасана Азада (Hassan Azad) из Тегеранского университета. Он анализирует акустические качества комнаты с помощью 3D-моделей.

Звуковая инсталляция Экко в Дании

Немецкий художник Тило Франк (Thilo Frank) создал необычную инсталляцию на севере Дании.

Ekko состоит из 200 вращающихся деревянных рамок, в балках находятся встроенные микрофоны, которые улавливают звуки, издаваемые посетителями. Компьютерная система фильтрует и ремиксует каждый записанный шаг и отправляет его на встроенные электромеханические резонаторы.

Сооружение, таким образом, само становится инструментом и играет постоянно меняющейся саундтрек. Посетитель, перемещаясь по извилистой и бесконечной петле, слушает звуки своего голоса и шагов.

«Инсталляция работает как архив звуков, и одновременно усиливает восприятие посетителями пространства и присутствия в нём», — говорит Тило Франк.

В конце подборки делимся самым длинным эхом в мире, обнаруженным в Шотландии группой учёных во главе с Тревором Коксом, в подземной сети резервуаров для хранения нефти времен Второй мировой войны. Выстрел пистолета внутри тоннеля резонирует в течение 112 секунд.


Еще больше материалов о звуке – в нашем «Мире Hi-Fi»:


Источник